архитектурный памятник великого новгорода
Знаменский собор
Элементы храмовой архитектуры и монументальная живопись на примере одного памятника 17 столетия.
Пятиглавый Знаменский собор вместе с колокольней и святыми-вратами составляют прекрасный архитектурный ансамбль, характерный для русского зодчества XVII-XVIII веков. Правда, от новгородской архитектуры более раннего периода храм отличается достаточно сильно.
Дело в том, что в XV веке Новгород утратил свою политическую и экономическую независимость. Тесные контакты с Москвой привели к тому, что черты новгородской школы зодчества смешались с разными архитектурными течениями.
Знаменский собор
Храм возводился в период с 1682 - 1688 гг. Средства на строительство брали из казны Софийского собора, но, что интересно, в 1686 году по указу Петра и Иоанна Алексеевичей деньги из казны были взяты на военные расходы. И только через влияние духовного отца государей, Меркурия Гавриловича, деньги на собор были снова выделены уже из государственной казны.

В строительстве храма участвовали новгородские мастера и мастера из других городов России. Один из поставщиков кирпича, например, был из Балахны (Нижегородская область) - крупного центра кирпичного производства. Стилистическое сходство собора и колокольни с ярославскими и костромскими постройками позволяют предполагать участие в каменных работах мастеров из Поволжья. Слева на фото церковь Ильи Пророка в Ярославле, справа колокольня Знаменского собора.
Храм хорошо сохранил архитектурные формы. Он представляет собой тип монументального четырёхстолпного трёхапсидного храма, завершённого пятью куполами, из которых только центральный является световым. Если говорить проще, то это крестово-купольный храм с 4 столбами-опорами (ещё может быть 6 или 8).

крестово-купольный храм
конструкция храма отражает основную христианскую символику – крест и купол
Если посмотреть на крестово-купольный храм в разрезе, мы увидим, что не стена держит купол, а держат его столбы, связанные арками, и паруса, нагрузка от которых передается через арки на столбы. Нам не нужно привязываться к стене. Четыре столба можно установить в любом месте внутри храма, связать их подпружными (то есть стягивающими) арками, заполнить промежутки парусами и положить на эту систему купол.

Гладкие стены центрального объёма разделены на три прясла лопатками,переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Горизонтальный фриз под закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зелёный цвет, имеет аналогии в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. На рисунке ниже все эти термины выглядят довольно ясно.
Расписывали храм живописцы из Костромы - ученики знаменитого мастера XVII века Гурия Никитина - и артель мастеров из Ярославля. Именно в Костроме и Ярославле среди мастеров, тяготевших к старой художественной традиции, выработался и окончательно сформировался в последнее десятилетие XVII века так называемый "декоративно-повествовательный" стиль монументальной живописи. Для этого стиля, необычайно насыщенного в смысловом отношении, типичны усложнённая иконография, увлечение символико-аллегорическими элементами, интерес к библейским, житийным и апокрифическим сказаниям. В 17 веке в русской живописи очень популярны были западноевропейские гравюры (Николоса Пискатора и Питера ван дер Борхта), что и отразилось в новом стиле.
Конечно, заимствования подверглись сильнейшей переработке и были приспособлены к традиционным формам древнерусской живописи. Кроме того, расписывая храм, необходимо было учитывать законы архитектоники. Росписи покрывают всю внутреннюю поверхность стен, но явное их изобилие не нарушает общего ощущения свободного и ясного храмового пространства.
Несмотря на большие утраты авторского слоя живописи, изменившийся колорит, исчезновение ряда композиций, этот художественный ансамбль служит одним из интереснейших образцов древнерусской живописи и архитектуры. Это было одновременно и перерождение, и постепенный закат на пороге кардинальных преобразований петровской эпохи.

Made on
Tilda