Ватиканские станцы
Рафаэль
В 1508 году Рафаэль был приглашён к папскому двору и выехал в Рим. Нужно понимать, какая атмосфера царила в Риме в тот момент. Браманте (по протекции которого Рафаэль и прибыл в Рим) начал постройку собора святого Петра, Микеланджело приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Рафаэлю же были поручены росписи апартаментов папы - станцы (комнаты), включавшие в себя три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал.
Фрески Рафаэля должны были прославлять авторитет католической церкви и римского папы, но фактически, содержание фресок противоречило официальной программе, выражая идеи общечеловеческого гуманистического содержания.
В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы). Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила».

Таким образом, на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в «Диспуте» соседствуют с языческими богами и поэтами «Парнаса». Уже сам факт объединения в рамках общего художественного замысла образов христианской религии и языческой мифологии служит прекрасным примером истинного отношения людей того времени к вопросам религиозной догмы, тем более что замысел этот оказался осуществленным в резиденции самого папы.
Диспут: богословие
Действие, изображённое на фреске, происходит одновременно на земле и небесах. В верхней половине восседают Христос с Пресвятой девой Марией и Иоанном Крестителем, окружённые рядом библейских персонажей — Адамом, Иаковом, Моисеем и другими. Над Иисусом изображён Бог Отец на фоне золотого сияния небес, у ног Иисуса — Святой Дух. Внизу под ними — алтарь с дароносицей.

У алтаря проходит богословский диспут о таинстве Евхаристии (это таинство заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их вкушении). Здесь первые римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, сидящие слева от алтаря, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, сидящие справа. В красном одеянии, увенчанный лавровым венком, символизирующим славу поэта стоит Данте Алигьери. Человек, с книгой в руках облокотившийся на перила в левом углу фрески — знаменитый архитектор эпохи Высокого Возрождения, создатель базилики Святого Петра в Ватикане и наставник Рафаэля Донато Браманте.


Парнас: поэзия
Мудрость, умеренность и сила: правосудие
Но лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует признать «Афинскую школу». Здесь собрались философы, математики, астрономы древности. Из-под пролёта арок в окружении учеников выходят главные герои сцены - Платон и Аристотель. В их руках книги с названиями сочинений философов. Платон указывает на небо, как источник вечной идеи. Аристотель, словно отвечая ему, протягивает руку к земле, призывая к опыту, к эксперименту. Платон и Аристотель задуманы как контрастные, но не враждебные образы, они воплощают единство противоположностей, вершину, которой может достичь человеческая мысль.


Платон и Аристотель оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром, прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился человек столь незаурядного внешнего облика, как Леонардо да Винчи. Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя.
В «Диспуте» верхняя симметричная и правильная верхняя часть показывает нам предустановленную свыше гармонию, а величественная архитектура в «Афинской школе» воспринимается как деяние разума и рук человеческих, как реализация его высокой творческой мысли.
В то время как в персонажах «Диспута» присутствует — в соответствии с ее идеей — оттенок благоговейного созерцания перед лицом высшей истины, героям «Афинской школы» присуща особая внутренняя активность, повышенная духовная энергия. Зрителя захватывает чувство безраздельной мощи человеческого разума, объемлющего весь мир.


Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя.
— Леон Баттиста Альберти
На фреске множество фигур, и я не буду подробно останавливаться на всех, кто изображён. Если вам интересно - подробный список здесь Кстати, сами можете найти Рафаэля, он изображён так же, как на портрете из галереи Уффици, который недавно был в ГМИИ.

Made on
Tilda