Страшный суд
Иероним Босх
Time will cease and eternity shall begin.
Ни одна эпоха не навязывала всем мысль о смерти с такой настойчивостью, как ХV столетие. С появлением нищенствующих монашеских орденов проповедь стала распространяться среди народа. А затем, к проповедям добавляется новый вид искусства — гравюры на дереве. Эти два массовых средства возействия могли передавать идею смерти лишь с помощью простых образов, резко и ярко.
— Йохан Хёйзинга
Настоящее имя Иеронима Босха - Иероним ван Акен. Художник взял себе псевдоним Den Bosch – сокращённое название города, где он родился (Hertogenbosch). Жил Босх на рубеже 15-16 веков (1450-1516гг.) и просто не мог обойти тему Страшного суда. На протяжении всей жизни человек средневековья, можно сказать, готовился к тому, что его ждёт после смерти. На проповедях и в церковных церемониях, на иконах и в книгах во всех подробностях описывались мучения грешников.


Триптих Босха «Страшный суд» был написан в 1505 и сейчас выставляется в Academy of fine Arts в Вене. В далёком 16 веке люди могли видеть эту картину в церкви, причём по будням прихожане видели только внешнюю сторону закрытого триптиха. А по праздникам створки открывали, чтобы верующие могли увидеть картину ужасов ада. Это должно было производить большое впечатление: взгляд не привыкал к изображённому, и человек снова и снова задумывался о том, как он ведёт свою жизнь.
Внешние створки расписывались в технике гризайль. Это вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

Так художники стремились подражать экстерьеру храма, чтобы имитировать скульптуры, стоящие в нишах. Но Босх идёт дальше и не просто имитирует скульптуры, а пишет живых людей на фоне пейзажа.
Святой Иаков и Святой Бавон.
На левой створке изображён Святой Иаков — один из 12 апостолов, покровитель паломников и странников.
(Сегодня, если вы хотите получить свидетельство о пройденном пути Иакова, вы должны пройти 100 км или проехать 200 на велосипеде).

На другой мы видим Святого Бавона — покровителя Гента (в окне за его спиной виднеется город).
Что интересно, изображения этих святых почти не готовят нас к тому, что внутри мы увидим сцены Страшного суда.

Судный день должен подвести итог всей истории человечества, которая началась после изгнания Адама и Евы из рая, и закончится со вторым пришествием Иисуса. И время остановится и начнётся вечность.

В то время многие были уверены, что день этот наступит очень скоро. Немецкий сатирик Себастьян Брант в 1494 году написал сатирическую поэму «Корабль дураков»(помните одноимённую картину Босха?), обличающую глупость и пороки его современников.

От века продавцы реликвий
Народ обманывать привыкли.
На паперти шумит базар,
Разложен плутовской товар —
Все тут священно, драгоценно:
Из вифлеемских ясель сено,
От Валаамовой ослицы
Кусок ребра; перо хранится
Архистратига Михаила
(Не сякнет в нем святая сила);
Тут есть уздечка боевого
Коня Георгия святого;
Одна сандалья святой Клары…


История начинается с левой створки. Внизу мы видим сотворение Адама и Евы. Выше Ева и Адам пробуют яблоко с древа познания, а вот ангел изгоняет их из рая. Параллельно на небе происходит восстание мятежных ангелов во главе с Люцифером (его мы ещё увидим, читайте дальше!) Эти истории перекликаются друг с другом, проводится своеобразная параллель между небесным и земным. И Адам с Евой, и Люцифер не послушались Бога. Что же им будет за это? Прежде всего Босха волнует воздаяние за грехи.

Нужно сказать, что большинство современных Босху художников акцентировали внимание на сцене суда, происходящего на небесах, и показывали радость праведников и страдания грешников. Так, вполне традиционно, Страшный суд изображает Рогир ван дер Вейден (праведники уходят налево, грешники направо).
У Босха спаслись, прямо скажем, немногие. На центральной створке сверху изображены Бог и буквально несколько человек, все остальные обречены на муки. Панорама кошмарного пейзажа предстаёт ниже — это Лимб, преддверье ада. Предсмертная агония человечества, разрушенного огнём в Судный день. Ниже я предлагаю вам послушать один из вариантов песнопения Dies Irae (День гнева, 13 в.), где говорится о том, что в этот день мир будет повергнут во прах. Думаю, Босх достаточно часто слушал это на литургиях.
Центральная створка
Центральная аллея является отсылкой к Иосафатовой долине: «Я (Бог) соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд». Мы видим множество людей, подвергающихся страшным пыткам. Посмотрите, у Босха всё внимание исключительно на физическом страдании. Хотя грешники, в первую очередь, должны страдать от того, что лишились Бога, его благословления. Но для большинства людей физическая боль страшнее, тем более, проповедники того времени говорили, что земная боль не идёт ни в какое сравнение с болью адской.

Каждому воздаётся по его грехам: чревоугоднику вливают в рот жидкость (сами посмотрите откуда она льётся), похотливую женщину за руку ведёт в бордель дракон, рядом демоны играют на музыкальных инструментах. Весёлая глупая музыка здесь является выражением греховности и неспособности противостоять соблазнам.

Большая рыба поедает маленькую — это изображение пословицы, которая обозначает, что мы пользуемся теми, кто бесправнее нас самих. Вот кого-то жарят на сковороде в качестве бекона, алчные люди варятся в костре, рыцари в своей злобе и агрессии забыли, чему они служат и. т.д.

Правая створка — ад. Художник, можно сказать, делает «путеводитель по аду», написанный со слов Данте Алигьери (1321 год). Впрочем, никто не знает, был ли знаком Босх с Божественной комедией. Или же Босх мог прочесть религиозный текст 12 века о видениях ирландского рыцаря (Vision of Tundale), которому, во время болезни, ангел показал ад и рай.
Конечно, на восприятие Босха могло повлиять и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) очень популярное в то время. А также знаменитая гравюра Альбрехта Дюрера «Всадники Апокалипсиса», которая появилась в 1498 году.




Босх подробно изображает чудовищ и монстров ада: жабы, гадюки, драконы, а также существа соединяющие в себе части и людей, и животных, и даже предметов. Законы природы, божественные законы уже не действуют — порядок стал хаосом.
Обратите внимание на Люцифера, которого мы уже упоминали. Он в нижнем правом углу — проводит своего рода пародию на суд Божий, а над ним грешники, которым уготована не лучшая доля.

Глядя на этот триптих понимаешь, почему современники Босха думали, что художнику самому довелось посетить это место.

Made on
Tilda